Преемственность со школой

 

Направления реализации преемственности:

1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

  • установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
  • взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;
  • совместные совещания по вопросам преемственности;
  • семинары-практикумы;
  • взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
  • совещания по результатам изучения  адаптации первоклассников;
  • изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми может включать:

  • организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
  • организация экскурсий по школе;
  • совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей может включать:

совместное проведение родительских собраний;

проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;

посещение уроков и адаптационных занятий родителями;

открытые занятия;

консультации воспитателей, учителей начальных классов;

привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., 

лектории в рамках школы будущего первоклассника,

родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.

 Рекомендации учителям по   адаптации   первоклассников                 

1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
  • использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.

5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

8.Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

9.Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.

10.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.

     Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. 

 


                 …Школа не должна вносить резкого 

                                        перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то,

                                                 что делал вчера. Пусть новое появляется

                                                  в его жизни постепенно и не ошеломляет

                                                  лавиной впечатлений.

В.А.Сухомлинский

 

   Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.

   За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.

   Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

   Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

   Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

                 

   Когда начинать готовить ребенка к школе?

   Как лучше это делать? Чему и как учить?

   Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

        Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

        Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

         У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

Десять советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.


 

 Условия для нормальной адаптaции детей к обучению 

 

  1. Максимальное обеспечение благополучной адаптации. Создание условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости - не перегружать детей учебной информацией, скучными и однообразными заданиями,  создавать мажорный эмоциональный фон, включая в занятие паузы, минутки отдыха в виде психогимнастических игр и упражнений.
  2. Оптимальная наполняемость детей в группе, классе, дозированная учебная нагрузка  на уроках с учётом разного уровня подготовленности детей. В продленной группе  не нагружать их домашними или дополнительными заданиями учебного характера.
  3. Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного дошкольно - начального общего образования, в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности: развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности.
  4. Основным способом обучения и организации жизнедеятельности детей шести лет должна быть игра. Однако в содержании  игр и игровых упражнений должна постепенно увеличиваться дидактическая нагрузка. Это способствует постепенному переходу от непроизвольной деятельности к произвольной. Игровые ситуации на занятиях; уроках должны рассматриваться педагогами не как развлечения, а как форма обучения. Игра может быть серьёзной, деловой, интеллектуально насыщенной и обязательно иметь логическое окончание - решение.
  5. Основная форма обучения на первых этапах, в сочетании с групповой  и индивидуальной, должна быть коллективной. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи. Игровые формы заданий  должны чередоваться с различными по степени сложности учебными, требующими от ребёнка определённых волевых усилий, самостоятельности в принятии решений. Учебная деятельность должна быть деятельностью самих детей, родителей и учителей.
  6.   В качестве стимулов учебной деятельности хорошо использовать моральные стимулы (одобрение, постановка в пример другим, похвала), которые более действенны, чем материальные.
  7. Первоначально процесс преподавания в 1 классе строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Детально и не спеша демонстрировать  детям определённую последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом, умственном планах.
  8. Работа по освоению общих образов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии - так организовать начальное обучение, чтобы преподавание больших тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия и общих образов решения задач определённого класса.
  9. Исходя из концепции гуманистической педагогики, необходимым условием благоприятной адаптации является установление оптимального стиля взаимоотношений между детьми и педагогом, построенного на сотрудничестве, партнёрстве, гуманных отношениях с позиций принятия возраста, признания и уважения личности в каждом ребёнке.