Летний оздоровительный период
Летний период представляет собой большие возможности для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей, развития их познавательного интереса. Безопасность и укрепление здоровья дошкольников рассматриваются как один из ключевых приоритетов в работе учреждения дошкольного образования. Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
Успешное проведение летней оздоровительной кампании во многом определяется комплексным подходом к ее планированию и организации, и прежде всего тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив всего учреждения. Подготовка затрагивает все стороны жизни дошкольного центра развития ребенка, всех членов коллектива согласно своим функциональным обязанностям.
Цель: создание максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы, развития познавательного интереса.
Задачи:
1.Реализовать систему мероприятий, направленных на организацию работы по оздоровлению и физическому развитию воспитанников, познавательного интереса.
2.Акцентировать внимание педагогических работников и технического персонала на создании безопасных условий при использовании всех объектов и оборудования на территории учреждения и за ее пределами при организации целенаправленных выходов.
3.Подготовить информационно-консультационные материалы для педагогического и санитарного просвещения законных представителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период
4.Организовать тесное взаимодействие администрации, технических, педагогических, медицинских работников, родителей, ориентированное на создание условий для организации эффективной оздоровительной работы с детьми в летний период в условиях дошкольного центра развития ребенка.
5.Обеспечить оперативное и плановое решение вопросов по выполнению мероприятий подготовительного периода.
Лето красное – для здоровья время прекрасное!
Хорошего ВСЕМ летнего отдыха!
Особенности организации образовательного процесса в
летний оздоровительный период
Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
-
включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
-
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
-
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
-
открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
-
интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
-
самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
-
организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
-
утреннюю гимнастику;
-
физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
-
подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
-
активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
-
самостоятельную двигательную деятельность;
-
закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
-
комплекс общеразвивающих упражнений;
-
обыгрывание сюжета;
-
3—4 подвижные игры;
-
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
-
оздоровительный бег на участке;
-
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
-
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
-
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
-
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
- Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
-
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
-
развитие координационных способностей;
-
развитие физических качеств;
-
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
-
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей. Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
-
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
-
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения
-
физических упражнений на воздухе;
-
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
-
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
-
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
-
многократное умывание в течение дня;
-
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
-
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
-
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Художественно-эстетическая работа включает:
-
изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
-
музыкальную деятельность воспитанников;
-
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
-
рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
-
проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
-
экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
-
включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
-
освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
-
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
-
аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
-
конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
-
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из
-
искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
-
включение изобразительной деятельности в детские праздники;
-
проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
-
организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
-
использование музыки в режимных моментах;
-
фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
-
проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
-
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
-
сольное и коллективное музицирование;
-
самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
-
Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
-
Музыкальные игры с пением, хороводы.
-
Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
-
развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
развитие музыкально-творческих способностей.
-
Игры с музыкальными инструментами.
-
Музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.